Украинский этнос в Поволжье
Михайлова Ольга Алексеевна
Появление украинцев в Поволжье относится к XVII веку. Украинцы, или, как их тогда называли, малороссияне, стали селиться на окраине Нижнего Поволжья совместно с русскими в конце этого века, а первые украинские слободы появились в начале следующего. Выбор места поселения не случаен: люди увидели здесь географические и климатические условия, сходные с теми, к которым они привыкли на родине.
По приказанию Петра I в 1716 году была построена Царицынская сторожевая линия. Именно здесь впервые поселились малороссы. Они являлись выходцами из Полтавской, Харьковской, Черниговской губерний. Позднее малороссийское население увеличилось в связи с разработкой соляного промысла. Следующим этапом стал перевод украинцев из других уездов и губерний помещиками. Это привело к тому, что украинский этнос стал одним из преобладающих в Саратовском, Аткарском, Балашовском, Камышинском и Царицынском уездах, а также в Заволжье. В 1900-е годы в Саратовской губернии из 2 419 834 человек населения украинцы составили 172 тыс. человек.
В Самойловском филиале Саратовского областного музея краеведения за 13 лет зарегистрировано 6488 экспонатов, 294 из которых характеризуют украинский этнос. Это предметы материальной и духовной культуры. Населенные пункты, в которых приобретены вещи для музея, - это старые украинские села, располагающиеся рядом с Самойловкой. Жители Залесянки, Ольшанки, Песчанки, Криуши в течение XVIII века выделились из Самойловки и образовали отдельные поселки.
Малороссы селились преимущественно отдельными слободами, частью вместе с великорусами, но почти никогда с другими народностями. Живущие отдельно от великорусов сохраняли в неприкосновенности свой язык, традиции, культуру, а поселившиеся вместе с русскими заметно теряли свои типичные отличия, подчинялись влиянию русского костюма и языка.
Исторически сложившийся тип народного жилища украинцев отличается своими особыми традиционными приемами, планом и конструкцией постройки. Традиции во многом сохранились благодаря сходству географических и климатических условий южной Украины и Нижнего Поволжья Саратовского края. Для строительства малороссами использовалось дерево, глина, камыш и солома. Кровельным материалом служила солома, камыш, реже - дерево.
Внешний вид постройки был характерен для данной местности и совпадал с традиционными приемами жилищных конструкций украинцев. Называлось это строение лхата╗ или лсаманка╗. Хата - прямоугольное наземное жилище площадью 50 кв. м, с деревянными каркасами, сплетенными из хвороста и промазанными стенами, потолками из горбылей и двускатными крышами, крытыми соломой, камышом, дерном; изнутри и снаружи дома обмазывались замесом глины, а затем белились и расписывались. Подобные жилища встречались в украинских селах Поволжья вплоть до середины XX века. Традиция расписывать стены хат со временем была утрачена. В 2002 году в Самойловке были расписаны заборы двух украинских домов. Основным рисунком здесь являлись петух и цветы.
В застройке слободы руководящим требованием являлась традиционная ориентация по сторонам света. Жилое здание в большинстве случаев ориентируется своим главным фасадом и одним боковым на южные румбы, и только задняя стена обращена на север. При таком расположении достигается наилучшее использование солнечного тепла. Две стороны прогреваются солнцем, одна - боковая - утеплена прилегающими к ней сенями, а потеря тепла через заднюю стену уменьшается из-за отсутствия в ней оконных проемов и компенсируется расположенной непосредственно у стены печью и лежанкой. Эти важные практические соображения, касающиеся ориентации здания по свету, часто не соответствуют положению дома по отношению к улице. Отсюда своеобразный беспорядочный тип застройки украинского села, в том числе и Самойловского.
В Самойловском музее хранится очерк, написанный в 1871 году. Автор так описывает постройки малороссов: лОтличительная черта заключается в способе расположения дворов и домов: они жмутся в кучу и соломенные крыши надворных и уличных построек почти сливаются между собой. Горький и тяжелый опыт, заключающийся во все истребляющем пожаре, который так часто испытывают села, мало научает крестьян, и если в несколько часов исчезают целые улицы, то через некоторое время на этих местах и в таком же точно порядке являются новые дома до нового пожара╗.
После отмены крепостного права в Самойловке возникла улица лМоскаливка╗. Предположительно с этого времени украинский и русский этносы Самойловки стали сливаться. В музее хранятся воспоминания жителей, характеризующие постепенное слияние двух народов.
Народный украинский костюм представляет сложное явление. В нем сохранились в более или менее измененном виде древние типы одежды, восходящие к ранним историческим эпохам. Вместе с тем в костюм вошли многие черты более позднего происхождения.
Преобладающим материалом для одежды служило льняное и конопляное полотно. Кроме тканей простого переплетения, применялись многоремизная и бранная техника. В вышивке широко применялась техника лнизь╗, аналогичная русскому лнабору╗, двусторонний шов, лштопівка╗, шитье по выдерганному холсту, лмережка╗, или лвирізування╗, а также вышивка крестом - лхрещиком╗.
В Самойловском музее хранятся рушники, одежда украинского населения. К сожалению, нет полного национального костюма. Только благодаря изобретению фотографии и созданию в начале XX века Самойловского народного театра, на сцене которого ставились украинские спектакли, мы можем увидеть украинский национальный костюм.
Одежда малороссиянки состояла из холщовой сорочки и укрепленной на поясе плахты. Наиболее характерный для украинок тип женской рубахи был известен в двух вариантах: 1) с прямыми луставками╗, пришитыми параллельно основе ткани стана сорочки; 2) с лсуцільними╗ рукавами, доходящими до ворота, также пришитыми по основе ткани. Характерную черту сорочки составляли украшения. Больше всего украшались плечевая часть рубахи, рукава и ворот. Особенно ярко выражен геометрический узор. Предпочитается богатая цветная орнаментация. Женская набедренная одежда, состоящая из двух полотнищ, называется плахта, она крепится на корпусе при помощи пояса.
Одной из особенностей национального женского украинского костюма является лкірсетка╗ - безрукавка, состоящая из лифа и пришитой к нему расширяющейся нижней части. В зависимости от возраста женщины шили кірсетку из темной или яркой фабричной ткани.
Обычай обязательного накрывания волос женщины был распространен у всех восточнославянских народов. Украинские девушки на голове носили венок из цветов, именно по этому признаку без труда можно определить национальную принадлежность малороссийской девушки, а замужние повязывали хустынку. Неизменной частью костюма были бусы.
Традиционный мужской костюм - это сорочка туникообразного покроя с прямым разрезом посередине груди, заправлявшаяся в шаровары. В мужском костюме шаровары являются отличительной чертой малоросса. Распространенной прической была стрижка лв кружок╗ или лпід макітру╗.
В отличие от русских украинцы никогда не носили лаптей, обувь использовалась кожаная. В нашем фонде есть красный женский сапожок, вышитый красной нитью. Очевидно, он принадлежал молоденькой девушке, т.к. сшит для ноги маленького размера. Народный костюм многосторонне отражает быт народа, показывает возрастные различия, художественный вкус малороссов.
У каждого народа есть своя национальная кухня. Отличительной чертой украинского характера является гостеприимность, ибо лвеселый гость - всему дому радость╗. В украинской хате на столе на вышитом рушнике всегда лежал хлеб, а рядом - соль. По древнему обычаю хлеб-соль подносили дорогим гостям в знак глубокого уважения.
В украинской кулинарии десятки тысяч рецептов блюд, которые отличает простота приготовления и прекрасные вкусовые качества. Украинцы шутят: лУ нас просто: борщ, каша и третья кваша╗. Кому не известны украинские борщи, пампушки, галушки, вареники, калачи, шпигованное сало, жаркое. Многие блюда отличаются удачным сочетанием овощей и мяса. Большое внимание в украинской кулинарии уделяется особым вкусовым качествам блюд. Для придания им различных оттенков используется множество пряностей: лук, чеснок, хрен, мята, перец, чабрец, петрушка, пастернак, укроп. Все вышеперечисленные пряности и овощи переселенцы смогли вырастить на новом месте жительства, поэтому многие рецепты не были утрачены. И сегодня хозяйки готовят по рецептам бабушек.
Лук и чеснок малороссияне считали сильным оберегом. Для избавления от чародейства мать невесты перед выходом свадебного поезда в церковь клала молодой в карман завязанную в тряпицу головку лука или чеснока. Если луковица в кармане чернела, полагали, что она приняла на себя порчу и спасла невесту или жениха. Сильно пахнущая полынь и мята также служили падежными оберегами.
Национальным украинским музыкальным инструментом является бандура. Именно она в XX веке связала Самойловку с Украиной. В октябре 1971 года в Днепропетровске гостила делегация саратовцев. Слушая бандуристок Студенческого клуба им. Ю.А. Гагарина, гости вспомнили о Самойловке, о том, что самойловцы - потомки переселенцев из-под Киева. И родилась мысль в областном отделе культуры создать ансамбль бандуристок в Самойловке. Обратились к руководителю Днепропетровского ансамбля Лидии Степановне Вориной с просьбой помочь организовать такой ансамбль. Она не смогла отказать. Бандуры пришлось добывать сначала во Львове, а потом в Чернигове через Министерство культуры Украины.
Начались репетиции. А.С. Ворина вспоминает: лТакого энтузиазма я не припомню за свою жизнь. Они могли заниматься по 16 часов в день. Я встретилась с одержимостью и удивительной любовью к музыке, к бандуре╗.
Через 10 дней ансамбль выступал на районном смотре художественной самодеятельности, затем победил в областном смотре, в зональном Всероссийском смотре в Куйбышеве. На Всероссийском смотре сельской художественной самодеятельности посвященном 50-летию СССР ансамбль лЧаривницы╗ получает высшую награду - диплом лауреата. Это было 30 марта 1973 года. И сегодня дружба с днепропетровцами продолжается. В мае 2002 года в Днепропетровске проходил фестиваль лЗвени, бандура╗, в котором принял участие и Самойловский ансамбль л